alexeikuzowov (alexeikuzowov) wrote,
alexeikuzowov
alexeikuzowov

Category:

Образ св. Христофора на Руси

Несмотря на то, что в Иконописном подлиннике 16 века новгородской редакции о святом Христофоре говорится, что он изображается в образе юноши-воина, в русском искусстве второй половины 16 века и в 17 веке получили распространение иконы Христофора именно с головой собаки. (см.: Снегирева Э.А. Образ святого Христофора…, С. 55)

Первые упоминания о днях памяти святого встречаются в месяцесловах 11-12 веков. Возможно, святого почитали как защитника от заразных болезней и эпидемий. Так, в великом Новгороде в 1553 году была построена церковь во имя святого Христофора именно во время мора.



Христофор, старообрядцы, Покровский Собор, ризница, Рогожское, Рогожская Слобода, лошадь, Древности и духовные святыни старообрядчества, морда, лик, РПЦ МП, музей, фреска, образ, запрет, гонения, католическая церковь, святцы, Мифы народов мира, минея, Репрев, Антиохия, Египет, Christophoros, Христоносец, иконография, собакоголовый, людоед, зверь, псоглавых, киноцефал, кинокефал, звероподобный, Пётр первый, Арсений Мацеевич, РПСЦ
Святой Христофор и Ярославские чудотворцы. Русская икона. 18 век. ГИМ

В 1551 году в царствование Иоанна Грозного был построен Свияжский острог и в нем православный храм, главной иконой которого был образ святого Христофора-Псеглавца. Голову можно принять и за волчью, и за песью, и за лошадиную. Свияжский образ – один из немногих, которые не были переписаны в принятом православном каноне после смерти царя Иоанна Васильевича.

При жизни Иоанна Грозного иконы Христофора-воина с песьей, волчьей или лошадиной головой были в сотнях храмов по всему Московскому царству. Особая историческая роль Свияжска заключается в том, что город был построен как база для покорения Казанского ханства и освоения богатейших степных просторов Поволжья. Известно, что на месте, где построен город, до этого, еще в 13 веке, было большое языческое капище.



Христофор, старообрядцы, Покровский Собор, ризница, Рогожское, Рогожская Слобода, лошадь, Древности и духовные святыни старообрядчества, морда, лик, РПЦ МП, музей, фреска, образ, запрет, гонения, католическая церковь, святцы, Мифы народов мира, минея, Репрев, Антиохия, Египет, Christophoros, Христоносец, иконография, собакоголовый, людоед, зверь, псоглавых, киноцефал, кинокефал, звероподобный, Пётр первый, Арсений Мацеевич, РПСЦ
Святой Христофор. Икона. XVIII в. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

В штурме Казани участвовало не менее 60 тысяч татарских конников. Около 30 тысяч из них привели татарские аристократы касимовского царства, а около 20 тысяч – молодые астраханские царевичи, недовольные своими властями.

Время Иоанна Грозного было временем массового перехода татарской знати в православие. Вероятно, этим и объясняются странности в образе святого Христофора. Голова его должна была успокоить совесть степных князей перед памятью их предков и тотемных животных – волка, коня, собаки. Когда процесс перехода в православие и обрусения татарских ханов в основном был завершен, необходимость в таком серьезном нарушении канонов православия отпала, и головы святого Христофора почти на всех иконах были переписаны.



Христофор, старообрядцы, Покровский Собор, ризница, Рогожское, Рогожская Слобода, лошадь, Древности и духовные святыни старообрядчества, морда, лик, РПЦ МП, музей, фреска, образ, запрет, гонения, католическая церковь, святцы, Мифы народов мира, минея, Репрев, Антиохия, Египет, Christophoros, Христоносец, иконография, собакоголовый, людоед, зверь, псоглавых, киноцефал, кинокефал, звероподобный, Пётр первый, Арсений Мацеевич, РПСЦ
Современный образ св.Христофора, созданный под влиянием католических легенд

Официально иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были запрещены распоряжением Синода от 1722 г., однако Сенат не поддержал решения Синода, рекомендуя не принимать однозначных мер относительно тех изображений, что уже много пользуются широким народным почитанием. В середине 18 века духовенство, в том числе митрополит Арсений (Мациевич), выступало за исправление икон святого. На прошение митрополита о запрещении икон Кинокефала в Синоде было заведено особое дело, но оно не получило дальнейшего развития. (см.: Снегирева Э.А. Образ святого Христофора…, С. 56)

По всей видимости, принятие решений относительно образов святого осуществлялось по усмотрению местного церковного начальства. В некоторых случаях иконы святого Христофора, действительно, исправляли. В росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого, изображенного на столпе, была заменена человеческой. Следы существования прежнего образа святого просматриваются до сих пор: справа на нимбе виден абрис собачьего лика.

Другой пример из Ростовской области приводит блогер carabaas, нарочито подчёркивая своими репликами укоренившееся в никонианстве пренебрежение стариной:



Новообрядческий святой Димитрий Ростовский с полным основанием мог написать следующее: “Неразсуднии иконописцы обыкоша нелепая писати, якоже св. мученика Христофора с песиею главою, еже есть небылица” (“Розыск о Брынской вере”). Слова святителя обличают прежде всего старооборядцев, пытающихся заморозить церковную традицию, в том числе в ущерб здравому смыслу. Изображение мученика Христофора не иначе как с головой пса и ныне является для них одним из существенных признаков “древлего” благочестия.



Христофор, старообрядцы, Покровский Собор, ризница, Рогожское, Рогожская Слобода, лошадь, Древности и духовные святыни старообрядчества, морда, лик, РПЦ МП, музей, фреска, образ, запрет, гонения, католическая церковь, святцы, Мифы народов мира, минея, Репрев, Антиохия, Египет, Christophoros, Христоносец, иконография, собакоголовый, людоед, зверь, псоглавых, киноцефал, кинокефал, звероподобный, Пётр первый, Арсений Мацеевич, РПСЦ
Старообрядческая житийная икона святого Христофора.

В XVIII веке наведение порядка в иконописном деле берет на себя и светская власть. В 1722 г. Император Петр в присутствии Синода и Сената объявил свою волю об исправлении икон согласно с постановлениями Собора 1667 г. По распоряжению Синода была изготовлена выписка из соборных решений об иконе Саваофа, которую дополнили перечнем изображений, противных “естеству, истории и самой истине“, к которым относились образ мученика Христофора “с песьею главою” и некоторые другие. Современный исследователь пишет, что “никаких подробных обоснований этого решения дано не было, но свидетельство богословско-эстетической трезвости здесь налицо” (Н.К. Гаврюшин, предисловие к сборнику “Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология.”, М., 1993).



Христофор, старообрядцы, Покровский Собор, ризница, Рогожское, Рогожская Слобода, лошадь, Древности и духовные святыни старообрядчества, морда, лик, РПЦ МП, музей, фреска, образ, запрет, гонения, католическая церковь, святцы, Мифы народов мира, минея, Репрев, Антиохия, Египет, Christophoros, Христоносец, иконография, собакоголовый, людоед, зверь, псоглавых, киноцефал, кинокефал, звероподобный, Пётр первый, Арсений Мацеевич, РПСЦ
Святой Христофор с волчьей головой. Лубочная картинка.

Приведя изобличающую самого себя цитату об отсутствии оснований для замены старины новоделом carabaas в статье, подписанной «Иереем Романом» продолжает наступление на старообрядческие условности, огульно называя древнюю иконографию «ошибочной»:



В Ростовской епархии самым деятельным искоренителем ошибочной традиции был святитель Арсений (Мацеевич), который в 1746 году (через 24 года после указа Петра), после того как во многих церквах увидел иконы мученика Христофора с песьей главой, посчитал, что это “странно и ужасно” и распорядился переправить их все “по-надлежащему с человеческою главою и впредь с песиею главою того мученика никому не писать”. Таким образом, историю с ошибочной иконографией мученика Христофора можно считать исчерпанной, тем более что в богословии и истории иконы есть множество аспектов более значимых и интересных, чем курьез с изображением собачьей головы.


Подобное пренебрежение к старине в среде последователей патриарха Никона хорошо известно: сайт «Старообрядческая Мысль» подробно рассказывал о кощунственной деканонизации (с последующей повторной канонизацией спустя 200 лет) святой благоверной Анны Кашинской, которую провела синодальная церковь лишь из-за того, что пальцы руки её мощей изображали двуперстие…

С.К. Чернова из Череповецкого музея отмечает, что в поздних русских памятниках святой изображается не с песьей, а с более напоминающей лошадиную, головой. Форма черепа несколько меняется, становится более округлой. Собачья пасть, некогда показывавшаяся заостренной, открытой или оскаленной, меняется на более добродушную лошадиную морду. В качестве примера можно привести икону конца 18 века из Государственного музея истории религии. Изучение иконографии и истории почитания святого Христофора выявляет новые стороны христианской религиозной жизни, но не дает прямых ответов.



1. Святой Христофор. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, середина XVI века, Свияжск монастырь: святой Христофор, изображенный с лошадиной головой
Поздние варианты написания главы св. мученика Христофора на Руси

Второй половиной XVII века датируется одна из икон небольшого деисусного чина, созданного для домашнего иконостаса (ныне – в Государственном Историческом музее). Это изображение святого Христофора отличается от всех указанных выше: мученик показан прекрасным юношей, держащим песью голову на блюде в правой руке. В левой руке святой держит крест.

Изображение святого на иконе первой половины XVII века из Ростовского музея примечательно тем, что сопровождается поясняющим иконографию текстом. В надписи на фоне, по сторонам от нимба, сообщается, что святой мученик был «родом от песьих глав». В правой руке Христофор держит крест, в левой – опущенный меч.



Христофор, старообрядцы, Покровский Собор, ризница, Рогожское, Рогожская Слобода, лошадь, Древности и духовные святыни старообрядчества, морда, лик, РПЦ МП, музей, фреска, образ, запрет, гонения, католическая церковь, святцы, Мифы народов мира, минея, Репрев, Антиохия, Египет, Christophoros, Христоносец, иконография, собакоголовый, людоед, зверь, псоглавых, киноцефал, кинокефал, звероподобный, Пётр первый, Арсений Мацеевич, РПСЦ
Святые Флор, Лавр и Христофор. Пермская икона.1888

Изображения святого Христофора Кинокефала встречаются также в монументальной живописи – в росписях церкви Успения в Свияжске (XVI в.), Преображенского собора (1563–1564 гг.) и церкви Николы Мокрого в Ярославле (1673 г.). Кроме того, мученик часто представлен в произведениях лицевого шитья, связанных с заказами именитого семейства Строгановых

Современное почитание св.Христофора в мире

День памяти мученики Христофора в православном календаре 9 (22) мая, в католическом календаре 24 июля (Германия, Литва), 25 июля (Италия), в евангелистическом – 24 июля. Христофор – один из 14 святых помощников и святой патрон путешественников, особенно любим моряками, паромщиками, перевозчиками и путешественниками. В наши дни крупные центры его почитания находятся в Италии и среди итало-американцев. Продолжается выпуск медальонов с его именем, их часто помещают в автомобилях, чтобы помочь в путешествиях. Кроме того, в католицизме он заботится обо всем, что связано с несением ноши; защищает от удара молнии, мора. Помогает лучникам, холостякам, лодочникам, торговцам фруктов, садовникам, рыночным торговцам, носильщикам, сёрфингистам, больным эпилепсией и тем, кого беспокоит больной зуб.

Святой Христофор – покровитель г. Вильнюса и изображен на гербе города. В 1957 году во дворе костела Святого Николая в Вильнюсе была установлена статуя Христофора с младенцем на руках и текстом на постаменте (на литовском языке): «Святой Христофор, опекай наш город!», созданная скульптором Антанасом Кмеляускасом (за что он был исключен из членов Союза художников Литвы). В июле-августе в Вильнюсе ежегодно проводится международный летний фестиваль имени святого Христофора – самая почетная награда наиболее заслуженным частным лицам, учреждениям и предприятиям за благотворительную деятельность, выдающиеся достижения в искусстве, спорте, науке и просвещении, за вклад в развитие туризма и т.п.



Христофор, старообрядцы, Покровский Собор, ризница, Рогожское, Рогожская Слобода, лошадь, Древности и духовные святыни старообрядчества, морда, лик, РПЦ МП, музей, фреска, образ, запрет, гонения, католическая церковь, святцы, Мифы народов мира, минея, Репрев, Антиохия, Египет, Christophoros, Христоносец, иконография, собакоголовый, людоед, зверь, псоглавых, киноцефал, кинокефал, звероподобный, Пётр первый, Арсений Мацеевич, РПСЦ
Современная икона св. Христофора Псеглавца

В России же почитание Святого Христофора не столь распространенное, и на иконах, продающихся в церковных лавках РПЦ МП можно встретить лишь изображение Святого в человеческом обличье с Божественным Младенцем на плечах. Образ Христофора-Киноцефал в неизменном виде почитается лишь в среде старообрядческой Церкви и остался лишь на тех редких иконах и храмовых росписях, которые не успели «отмодерировать» новообрядцы.

Источник:http://starove.ru/obychai/tajna-svyatogo-muchenika-hristofora-s-golovoyu-pyosej-psa/



Tags: православие, русь, святые, старообрядчество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments